web analytics
Версия для слабовидящих

Эссе

Эссе на тему: «Учитель прикасается к вечности…»

Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой.
Человек рождается для того, чтобы оставить след вечный.

Василий Сухомлинский

В современном мире бесконечная череда дней ставит перед нами различные задачи, ежедневно нам необходимо выполнять много разных дел. И ни минуты не остается на то, чтобы остановиться и подумать о чем-то действительно важном, вечном.
Но день проходит, на небе появляются первые звезды, такие далекие и такие вечные. И отступает суета, приходит время размышлений. Все любят смотреть на звезды! Я не знаю ни одного человека, которому бы это не нравилось. Живые, мерцающие огоньки звездного неба завораживают нас, и каждый хочет отыскать там ответ на свой вопрос.
Вглядываясь в звездное небо, размышляю о том, что я, как учитель, оставлю в этом мире. Постепенно размышления уводят меня в прошлое — в школьные годы. Морозный январский день. Мы с подругами возвращаемся из школы с факультативных занятий по астрономии. Наше внимание привлекает яркое и красивейшее созвездие Ориона, которое занимало почти половину неба. Зрелище бесконечной космической дали было настолько завораживающим и величественным, что я увлеклась астрономией. Перечитав много книг по этой теме, открыла для себя Вселенную. И, главное, я поняла, что хочу делиться этими знаниями с другими.
Реализовать свои стремления я смогла, поступив в Ростовский государственный педагогический институт на факультет физики и астрономии. Увлеченные преподаватели разбудили во мне интерес к исследовательской деятельности. Школьные увлечения астрономией стали основой моей дипломной работы «Метеорные потоки кометы Галлея». Практическую часть диплома я выполняла вместе с моими первыми учениками на педагогической практике. Несколько ночей мы проводили наблюдения за падением метеоров из потока Орионид. Именно тогда я и поняла важный принцип педагогики – обучая других, обучаешься сам. Так, совместно с моими учениками, мы познавали законы мироздания. Детская искренность, интерес к познанию нового, радость открытий расширили мое представление о вечности.
Детям нужен проводник по линии познания… И кто, как не учитель будет таким проводником? Может быть, в этом и состоит прикосновение к вечности? Каждый ребёнок талантлив по — своему, и моя задача как учителя – раскрыть его потенциал, а иногда достаточно проследить, чтобы «великий физик вовремя вошел в лабораторию».
И все-таки, что значит прикоснуться к вечности? Раствориться в своих учениках? Помогать в совершении своих, неизведанных открытий?
Только сейчас я задумалась над этими словами. Тридцать три года работы за плечами, сейчас я уже учу детей моих первых выпускников. В круговороте школьной жизни время летит быстро, особенно, если это интересная и наполненная событиями жизнь. Я люблю детей и не мыслю себя в другой профессии. Считаю, что если человек не готов отдавать всего себя детям, то он не станет настоящим учителем. Абсолютно согласна со словами А. Эйнштейна: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл…». И, наверное, учитель помогает своим ученикам обрести этот смысл. И это тоже момент прикосновения к вечности…
Один из базовых законов физики – все, что имеет массу, обладает энергией. Поэтому задача каждого учителя — пробудить эту энергию в своих учениках и направить ее в русло научного познания мира, развития внутренних способностей. И я убеждена, что учитель тоже должен быть в постоянном процессе развития. Как сказал А. Эйнштейн: «Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример…». Постоянно пробую новые приёмы и методы обучения, чтобы заинтересовать учеников своим предметом и вовлечь их в познавательный процесс. Я развиваюсь как учитель, как личность, как просто женщина и мама, потому что я не только учу детей чему-то, но и сама учусь у них. «Действие даже самого крохотного существа приводит к изменениям во всей Вселенной» — считал Никола Тесла. И в этом тоже состоит момент прикосновения к вечности…
Со временем понимаешь, что ученик в учителе хочет видеть не просто наставника и человека, передающего знания. Ученик хочет получать знания в сотрудничестве. Убеждена, что именно сотрудничество, а не дежурное «научение» является еще одним залогом успешной работы любого учителя.
Одной из основных проблем образования в наши дни является отсутствие интереса и мотивации у учеников. Современные дети в эпоху развития телевидения и Интернета имеют доступ к любой информации. Получить образование в наше время можно даже не выходя из дома. Понятно, что традиционные уроки в этом случае не смогут увлечь школьников и способствовать их развитию. А значит нужно в первую очередь перестроиться самому. Уйти от традиционной классно-урочной системы обучения. Мои уроки продолжаются даже после того, как прозвенел школьный звонок. Ведь я не даю ученикам готовые знания, а даю им возможность самим познавать мир, даже если и не нахожусь с ними рядом.
В настоящее время одной из важных проблем образования является подготовка к решению ежедневных жизненных задач. И учитель должен развивать у учащихся навыки практического применения полученных знаний. Поэтому на уроках я с детьми не просто рассматриваю законы физики, но и показываю их практическое применение в повседневной жизни, тем самым расширяя кругозор и жизненный опыт учащихся.
Особенно актуальна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся, ведь сейчас первостепенная задача учителя — воспитание творческой личности средствами каждого учебного предмета. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого. Человеку нашего века необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Грига, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий мира – теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, и строгость математических и физических формул.
Несмотря на то, что в последнее время мир стремительно меняется, духовная суть учительства остаётся прежней. Учитель живет в ученике, если он настоящий учитель! Дмитрий Менделеев заметил: «Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян». Действительно, если оглянуться назад, то можно увидеть, что в судьбе каждого человека есть яркий след, оставленный Учителем. Годы сменяют друг друга, проходят столетия, но профессия учителя вечна. Недаром учителя называют связующим звеном между прошлым и будущим.
Я счастлива, что судьба связала меня с физикой, астрономией и школой. И передавая свои знания будущим поколениям, я стараюсь зажечь искру желания в глазах учеников, желание учиться и познавать мир, интерес к жизни, стремление к самосовершенствованию. Что может быть более ценно? Работа учителя является неотъемлемой частью этого вечного процесса развития человечества.
… Миллионы звёзд смотрят на меня из бесконечности ночного неба. Вот она – вечность… Вглядываясь в звёздное небо, я вдруг понимаю, что звезды на небе напоминают мне глаза моих учеников, яркие, сияющие, такие похожие и такие разные. Я – Учитель, я прикасаюсь к вечности, вот она – в глазах моих учеников…

скачать эссе в формате .doc